Герои операции

Сергей Петрович Алейников


Фото из открытых источников [14]


Родился 1 (14) февраля 1909 года в деревне Затишье ныне Могилёвского района Могилёвской области в семье рабочего.

Участник Великой Отечественной войны с августа 1941 года. Алейников летал штурманом в экипаже командира бомбардировщика И. Ф. Андреева. Первые 2 боевых вылета он совершил в сентябре 1941 года в районе города Демянск на бомбардировку колонны танков противника.

Участвовал в битве за Москву. Не взирая на сильный огонь противника, проявляя мужество и геройство вывел самолёт точно на цель и прямым попаданием бомб уничтожил 3 танка. Дважды горел в воздухе.

В конце 1941 года 420-й авиаполк передал оставшиеся машины Ер-2 в другие части и был обращён на формирование нового 748-го авиаполка АДД, который вооружили бомбардировщиками ДБ-3ф (Ил-4). Так штурман Алейников пересел на Ил-4.

18 августа 1942 года 748-й авиаполк, в котором служил Алейников, в числе первых в авиации дальнего действия был преобразован во 2-й гвардейский.


Фото из открытых источников [14]


25 августа 1942 года, когда полк летал бомбить Берлин, Алейников с экипажем вторично не вернулся на свой аэродром. Самолёт был подбит фашистскими истребителями. Загорелось правое крыло, огонь стал подбираться к кабине. Командир приказал всем выброситься с парашютом. Благодаря сильному западному ветру удачно приземлились на своей территории.

5 сентября 1942 года Алейников прокладывал путь на Будапешт. Самолёт часто попадал в нисходящие и восходящие потоки воздуха. Иногда машина проваливалась на 500—600 метров. Над Будапештом погода улучшилась. После того как на военные объекты сбросили бомбы, возникло несколько очагов пожара.

13 сентября 1942 года штурман Алейников в составе 1-й эскадрильи 2-го гвардейского авиаполка наносил бомбовые удары по военно-промышленным объектам Данцига (Гданьск) и Тильзита (Советск). В Данциге возникло большое число очагов пожара, из них 7 — крупных. Лишь в районе складов портового управления в данцигской верфи было зафиксировано 9 очагов пожара и несколько взрывов.

С 17 по 27 сентября 1942 года штурман Ил-4 Алейников принимал активное участие по разгрому группировок противника в районе Сталинграда, делая по 2 боевых вылета в ночь, что составило 16 вылетов. 20 сентября бомбардировал скопление войск противника в районе Сталинграда, в результате бомбометания возник сильный взрыв — прямое попадание в склад с боеприпасами.

К 25 мая 1943 года Алейников, летая в экипаже И. Ф. Андреева, совершил 172 боевых вылета. Экипаж подверг бомбардировке скопления железнодорожных эшелонов с боеприпасами и мотомехчастями на станциях Брянск, Витебск, Смоленск, Минск, Гомель, Орёл, Вильно, Курск, Двинск, Псков, Невель, Дно, Сычёвка, Щигры, Вязьма, Барановичи, Полоцк. Подверг бомбардировке скопления войск и живой силы противника в районах: Ржев, Гжатск, Сычёвка, Витебск, Сталинград.

В конце мая 1943 года Алейникова назначили штурманом 16-го гвардейского авиаполка АДД. Он стал летать в экипаже гвардии подполковника А. Цейгина.

Командование доверяло гвардии майору Алейникову самые ответственные боевые задания. К маю 1944 он совершил 221 боевой вылет на разведку и бомбардировку объектов в глубоком тылу врага, не имея ни одного случая потери ориентировки. Над целью всегда делал по 3-4 захода. Бомбил противника только прицельно.

 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии майору Алейникову Сергею Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4078).

После войны С. П. Алейников — на лётно-испытательной работе. Участвовал в испытании новой авиационной техники и приборов.

С 1974 года С. П. Алейников на заслуженном отдыхе. Жил в городе Москве. Умер 19 сентября 1983 года. В городе Могилеве в его честь названа улица.[10]


Фото из открытых источников [14]


Сергей Петрович Алейников


Фото из открытых источников [14]


(26 марта 1920 — 30 декабря 1941) — Герой Советского Союза (12.04.1942), участник советско-финской и Великой Отечественной войн, в годы Великой Отечественной войны — командир пулемётного расчёта кавалерийского эскадрона 160-го гвардейского кавалерийского полка 1-й гвардейской кавалерийской дивизии 1-го гвардейского кавалерийского корпуса Западного фронта, гвардии младший сержант.

Родился 26 марта 1920 года в деревне Княжна, ныне Данилово Семёновского территориального управления городского округа «Город Йошкар-Ола» в крестьянской семье. Русский.

Окончил Йошкар-Олинское педагогическое училище. Учился в Марийском государственном педагогическом институте города Йошкар-Олы, но в 1939 году был призван в Красную армию.

Участник советско-финской войны 1939—1940 годов. В Великой Отечественной войне с сентября 1941 года. Служил пулемётчиком 131-го кавалерийского полка 5-й кавалерийской дивизии, которая обороняла Москву, и с 26 ноября 1941 года стала гвардейской.

Командир пулемётного расчёта кавалерийского эскадрона 160-го гвардейского кавалерийского полка (1-я гвардейская кавалерийская дивизия, 1-й гвардейский кавалерийский корпус, Западный фронт) гвардии младший сержант Василий Архипов 30 декабря 1941 года у деревни Ямны Юхновского района Смоленской (ныне Калужской) области прикрывал левый фланг своего подразделения.

При отражении контратаки противника гвардии младший сержант Архипов В. С. уничтожил несколько десятков гитлеровцев. Будучи окружённым врагами, отважный советский воин-гвардеец предпочёл смерть плену.


Фото из открытых источников [14]


Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему и рядовому составу Красной Армии» от 12 апреля 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство» удостоен посмертно звания Героя Советского Союза[1].

Похоронен в городе Сычёвка Смоленской области.[10]


Фото из открытых источников [14]


Брехов Константин Владимирович


Фото из открытых источников [14]


Родился 5 октября 1918 года в селе Малые Алабухи Первые (ныне — Грибановский район Воронежской области) в семье крестьянина. В 1938 году окончил Борисоглебский железнодорожный техникум и аэроклуб. В том же году был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную армию. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

С начала Великой Отечественной войны — на её фронтах. Участвовал в боях на Западном, Северо-Западном и 2-м Белорусском фронтах. Принимал участие в битве за Москву, делая по 2–3 захода на цель, группой уничтожил 19 автомашин с боеприпасами, зажёг 7 танков, уничтожил 25 повозок, 4 полевых и 3 зенитных орудия, до 250 солдат. Участвовал в освобождении Белорусской и Литовской ССР, боях в Восточной Пруссии. Трижды был ранен.

В 1942 году вступил в ВКП(б).

К декабрю 1942 года капитан К. Брехов командовал эскадрильей 62-го штурмового авиаполка 233-й штурмовой авиадивизии 1-й воздушной армии Западного фронта[1].

К 30 декабря 1942 года совершил 85 успешных боевых вылетов на штурмовку огневых рубежей, скоплений живой силы и техники противника, в ходе которых уничтожил около 20 танков, 20 орудий, 6 блиндажей, 8 самолётов на аэродромах[1].


Фото из открытых источников [14]


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» капитан Константин Брехов был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 937[1].

После окончания войны продолжил службу в Советской Армии. В 1947 году окончил Высшие лётно-тактические курсы, в 1955 году — Военно-воздушную академию. В 1962 году в звании полковника был уволен в запас. В 1958—1973 годах проживал в Оренбурге, в 1962—1970 годах командовал подразделением гражданской авиации. Позднее переехал в Воронеж, до выхода на пенсию работал инженером на местном автотранспортном предприятии № 1.

Умер 18 ноября 1987 года, похоронен на воронежском Коминтерновском кладбище[1].

Был также награждён орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Красной Звезды, а также рядом медалей. В Воронеже на доме, где до своей смерти проживал Брехов, установлена мемориальная доска[10].


Фото из открытых источников [14]


Горбатюк Евгений Михайлович


Фото из открытых источников [14]


Родился 23 октября 1914 года в селе Копытинцы в крестьянской семье. С 1914 года семья жила в Верхнеднепровске, с 1923 — в Никополе. Окончил школу-семилетку в Никополе в 1929 году, Златопольский сельскохозяйственный техникум в 1933 году. С 1933 года работал секретарём комитета комсомола колхоза имени В. Воровского в Новомиргородском районе, с марта 1935 — председателем рабочего комитета Златопольской машинно-тракторной станции, с октября 1935 — заведующим отдела пионеров Златопольского районного комитета ВЛКСМ.

В Красной Армии с августа 1936 года. В 1938 году окончил 1-ю военную школу лётчиков имени А. Ф. Мясникова. С 1938 года служил лётчиком и командиром звена 23-го истребительного авиаполка ВВС Киевского военного округа (Житомир). С июля 1939 года — адъютант старший эскадрильи 28-го истребительного авиационного полка ПВО. В сентябре 1939 года участвовал в освободительном походе РККА в Западную Украину. В начале июня 1941 года назначен заместителем командира эскадрильи. Член ВКП(б) с 1940 года.

С первого дня Великой Отечественной войны — в действующей армии. Утром 22 июня 1941 года уже дрался с немецкими самолётами над Западной Украиной, на следующий день был ранен в воздушном бою, но от отправки в госпиталь отказался. В составе полка воевал на Юго-Западном фронте. Участник приграничного сражения на Западной Украине, Киевской оборонительной операции. В первые дни Великой Отечественной войны сбил 2 немецких самолёта. В октябре 1941 года полк был передан в состав 6-го истребительного авиакорпуса ПВО Московской зоны ПВО, тогда же был назначен исполняющим обязанности командира эскадрильи. Активно участвовал в противовоздушной обороне Москвы от ставших почти ежедневными налётов немецкой авиации. К февралю 1942 года совершил 203 успешных боевых вылета, в 26 воздушных боях сбил 4 самолёта противника, уничтожил значительное количество вражеской боевой техники и живой силы: 5 танков, 2 бронемашины, 40 автомашин, 3 зенитных пулемёта, 2 конные повозки с боеприпасами. Эскадрилья под его командованием провела 48 воздушных боёв и сбила 13 немецких самолётов без своих потерь.


Фото из открытых источников [14]


Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему составу войск противовоздушной обороны» от 4 марта 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство» старшему лейтенанту Горбатюку Евгению Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 665).

В июле 1943 года назначен заместителем командира 28-го ИАП, который оставался нести службу по воздушному прикрытию Москвы.

В феврале 1944 года майор назначен командиром 63-го гвардейского истребительного авиационного полка (3-я гвардейская истребительная авиационная дивизия). Вверенный Горбатюку авиаполк успешно сражался на 3-м Белорусском и 1-й Прибалтийском фронтах, хорошо проявив себя в Белорусской и Прибалтийской наступательных операциях.

В ноябре 1944 года назначен заместителем, а в декабре 1944 года — временно исполняющим должность командира 3-й гвардейской Брянской Краснознаменной ордена Суворова 2 степени истребительной авиационной дивизии (1-й гвардейский истребительный авиационный корпус). Сначала дивизия сражалась на 2-м Прибалтийском фронте и участвовала в Восточно-Прусской наступательной операции. В марте 1945 года её, как и весь корпус, передали в 16-ю воздушную армию 1-го Белорусского фронта. В её составе истребители авиадивизии активно участвовали в Берлинской наступательной операции, штурме и взятии Берлина.

В середине марта 1945 года в дивизию прибыл новый командир полковник И. И. Иванов, а подполковник Е. М. Горбатюк вернулся на должность заместителя командира дивизии.

За годы войны воевал на истребителях МиГ-3, И-16, Аэрокобра, Ла-5, Ла-7. Совершил 332 успешных боевых вылета, в том числе 52 — на штурмовку; провёл десятки воздушных боёв. Относительно количества воздушных побед аса в Великой Отечественной войне в литературе и источниках имеются большие противоречия. Так, в итоговом наградном листе за Великую Отечественную войну, подписанном летом 1945 года, указаны 10 личных побед (при этом не упомянуты групповые победы, хотя в предыдущих наградных документах они указывались), эта же информация указана в труде «Великая Отечественная. Комдивы» (но там приведены неверные сведения о количестве боевых вылетов лётчика). По другим данным, одержал действительно 10 побед в воздушных боях, но из их числа 5 личных побед и 5 в составе группы. Согласно воспоминаниям генерала Д. А. Журавлёва, Евгений Горбатюк одержал 19 побед — 11 личных и 8 групповых, эта цифра часто повторяется в публикациях в прессе и в Интернете, но никаких документальных подтверждений её не приводилось. Есть публикации о 10 личных и 9 групповых победах аса.

После войны продолжал служить в 3-й гвардейской истребительной авиадивизии до ноября 1946 года (дивизия вошла в состав Группы советских оккупационных войск в Германии). В октябре 1947 года назначен на должность командира 129-й истребительной авиадивизии 14-го истребительного авиационного корпуса 1-й воздушной армии Белорусского военного округа. С января 1950 года служил начальником отдела боевой подготовки Управления ВВС Московского военного округа, в октябре 1951 года назначен заместителем командующего ВВС Московского военного округа.

В 1955 году он окончил Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова. С декабря 1955 года командовал 71-м истребительным авиационным корпусом в составе 24-й воздушной армии. С ноября 1956 года — командующий ВВС Южной группы войск, а с июля 1959 года — командующий ВВС Московского военного округа. В 1967 году генерал-лейтенанту авиации Горбатюку Е. М. присвоено воинское звание генерал-полковник авиации. С июня 1971 года — заместитель главнокомандующего ВВС по ВУЗам — начальник военно-учебных заведений ВВС, с января 1977 года — консультант Военно-воздушной академии имени Ю. А. Гагарина.

Умер 2 марта 1978 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.[11]


Фото из открытых источников [14]


Карымов Салават Хакимович


Фото из открытых источников [14]


Салават Карымов родился 15 сентября 1914 года в деревне Янгильдино (ныне — Апастовский район Татарстана). Окончил пять классов школы, после чего работал слесарем на одном из свердловских заводов. В 1936—1938 годах служил в Рабоче-крестьянской Красной Армии. В 1939 году повторно был призван на службу, участвовал в советско-финской войне, в 1940 году был демобилизован. В июне 1941 года Карымов в третий раз был призван в армию. С октября 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны, командовал стрелковым батальоном 709-го стрелкового полка 178-й стрелковой дивизии 22-й армии Калининского фронта. Отличился во время освобождения Калининской области в ходе контрнаступления под Москвой.

В период с 26 января по 5 февраля 1942 года Карымов умело организовал действия своего батальона в боях у деревень Харино, Струйское, Фролово Ржевского района, нанеся противнику большие потери в боевой технике и живой силе[11].


Фото из открытых источников [14]


Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему и рядовому составу Красной Армии» от 5 мая 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 890.

За время войны Карымов 11 раз был ранен, но всегда возвращался в строй. В 1947 году в звании майора он был уволен в запас. Проживал в Казани. Умер 11 мая 1986 года[11].


Фото из открытых источников [14]


Клещев Иван Иванович


Фото из открытых источников [14]


Родился 26 января 1918 года в селе Курячовка (ныне — Марковского района Луганской области Россия) в семье рабочего.

После окончания шести классов школы в родном селе он уехал в Луганск и там поступил в педагогический техникум, первый курс которого окончил в 1933 году. После этого Ивану пришлось оставить учёбу и начать трудиться: сначала — слесарем на паровозостроительном заводе в Луганске (1933—1934 гг.), а затем — арматурщиком на строительстве завода по выпуску узкоколейных паровозов внутризаводского транспорта под Новочеркасском (1934—1935 гг.). С «Паровозстроем» Иван расстался в конце лета 1935 года, так как перебрался в г. Ростов-на-Дону, где поступил в физкультурный техникум. Но учиться в нём ему довелось лишь 3 месяца. В самом же конце 1935 года он вновь стал арматурщиком, но уже на рыбозаводе в г. Ростове-на-Дону. Свою работу там он совмещал с обучением лётным навыкам в аэроклубе, который окончил в 1936 году.

В-РККА-с-1937 года. Окончил военную школу лётчиков-истребителей. Участник боёв на реке Халхин-Гол (Монголия) в 1939 году. Член ВКП(б) с 1940 года. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

Командир эскадрильи истребительного авиационного полка майор Иван Клещёв к середине марта 1942 года совершил 220 боевых вылетов, в 30 воздушных боях сбил лично 6 и в составе группы — 13 самолётов противника.


Фото из открытых источников [14]


Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему и рядовому составу Красной Армии» от 5 мая 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В мае 1942 года Клещёв был назначен командиром особого 434-го истребительного авиационного полка (ИАП). В состав полка вошли специально подобранные лётчики с большим боевым опытом. Полк курировал лично Василий Сталин, с которым Клещёв находился в дружеских отношениях. С 13 июня по 6 июля 1942 года лётчики полка вели напряжённые воздушные бои на Юго-Западном фронте. С июля по октябрь 1942 года 434-й ИАП воевал под Сталинградом. 19 сентября 1942 года, в ходе воздушного боя, самолёт Клещёва был подожжён. Лётчик выбросился с парашютом. Сильно обгоревшего, его отправили в госпиталь. После выздоровления, с ноября 1942 года, проходил службу в Инспекции ВВС РККА и в управлении 269-й истребительной авиационной дивизии резерва Ставки ВГК.

Служебные дела в декабре 1942 года привели Ивана Клещёва на аэродром г. Рассказова, где базировался 6-й запасной авиационный полк (ЗАП). Основная деятельность полка была направлена на восстановление боеспособности выводимых с фронта обескровленных частей, их доукомплектование и подготовку к боям

Погиб 31 декабря 1942 года при посадке на аэродром Рассказово (Тамбовская область) в неблагоприятных метеоусловиях.

К моменту своей гибели Иван Иванович Клещев совершил 380 боевых вылетов, сбил лично и в составе группы около 50 самолётов противника. В источниках число побед Клещева разнится, приводятся различные данные — от 35 до 54 самолётов. Наиболее часто встречаются цифры — 16 самолётов противника лично и 32 — в группе.

Похоронен в городе Рассказово Тамбовской области[11].


Фото из открытых источников [14]


Кондрин Сергей Федорович


Фото из открытых источников [14]


Сергей Кондрин родился 12 сентября 1918 года в посёлке Усть-Катавский (ныне — город Усть-Катав в Челябинской области). Окончил десять классов школы. В 1936 году Кондрин был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1939 году он окончил Чкаловское военное авиационное училище лётчиков, в 1941 году — Высшую штурманскую школу. С августа того же года — на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в боях под Ленинградом, битве за Москву, Сталинградской битве, освобождении Крыма.

К апрелю 1944 года гвардии майор Сергей Кондрин командовал эскадрильей 18-го гвардейского авиаполка 2-й гвардейской авиадивизии АДД СССР. К тому времени он совершил 216 боевых вылетов на бомбардировку скоплений боевой техники и живой силы противника, нанеся тому большие потери[11].


Фото из открытых источников [14]


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за «мужество и героизм, проявленные при совершении боевых вылетов на нанесение бомбовых ударов по врагу» гвардии майор Сергей Кондрин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 4065.

12 февраля 1945 года Кондрин трагически погиб в авиационной катастрофе — пилотируемый им самолёт из-за низкой области шёл на низкой высоте и при посадке на аэродром врезался в землю. Все погибшие пассажиры и члены экипажа с воинскими почестями были похоронены в городе Красилове (ныне — Хмельницкая область Украины).

Был награждён двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, рядом медалей.

В честь Кондрина названа улица и установлен бюст в Усть-Катаве[11].


Фото из открытых источников [14]


Макаров Сергей Васильевич


Фото из открытых источников [14]


Родился в семье крестьянина. По национальности русский. В 1931 году вместе с семьёй переехал в Гатчину. Учился в гатчинской средней школе № 4, в которой окончил 8 классов. После школы начал работать электросварщиком на Ленинградском заводе подъёмных сооружений. В это же время вечерами занимался в аэроклубе.

В Красную Армию был призван в 1938 году. Окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов.

В Великую Отечественную войну воевал с июля 1941 года в составе 180-го истребительного авиационного полка в должности пилота. Летал на МиГ-3. Выполнял боевые задания на Смоленщине, над Подмосковьем, на Калининском фронте. В сентябре 1941 награждён орденом Красного Знамени. С 3 по 14 октября уничтожил 12 немецких самолётов (4 лично и 8 в группе) в районе станций Нелидово, Чертолино, Канютино и других. 30 ноября 1941 года самолёт Сергея Макарова был сбит в районе города Солнечногорска. Макаров совершил вынужденную посадку на оккупированной территории, но практически сразу был подобран однополчанином Сергеем Долгушиным, севшим рядом, и вывезен за линию фронта.

На 26 января 1942 года за лейтенантом Макаровым числилось 260 боевых вылетов, 35 воздушных боёв, 10 лично сбитых неприятельских самолётов и 12 самолётов, сбитых в группе, 27 уничтоженных автомашин и 2 подавленные зенитно-пулемётные точки.

10 февраля 1942 года четыре самолёта, среди которых был и МиГ Макарова, патрулировали советские позиции. Во время патрулирования завязался бой с восемнадцатью Me-110. Два из самолётов противника были сбиты его товарищами, сам Макаров сбил третьего и приблизился к нему на двадцать-тридцать метров, но стрелок «мессершмитта» оказался жив и выпустил очередь, убившую Сергея Макарова. Его самолёт упал в районе села Воскресенское.


Фото из открытых источников [14]


Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему и рядовому составу Красной Армии» от 5 мая 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» удостоен посмертно звания Героя Советского Союза[11].


Фото из открытых источников [14]


Невкипелый Георгий Терентьевич


Фото из открытых источников [14]


Родился 3 ноября 1913 года в городе Екатеринодар, ныне Краснодар, украинец. С 1922 года работал слесарем на заводе «Главмаргарин». В Красной Армии с 1932 года, вновь с 1935 г. Участник советско-финской войны 1939—1940 годов. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В начале осени 1941 года был направлен на защиту Москвы.

Под Москвой совершил двадцать девять успешных боевых вылетов, уничтожив несколько вражеских танков, двести пятьдесят автомашин с пехотой, сжёг семь самолётов противника. Погиб 15 декабря 1941 года.


Фото из открытых источников [14]


Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему составу Военно-воздушных сил Красной Армии» от 24 февраля 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» удостоен посмертно звания Героя Советского Союза.[11]


Фото из открытых источников [14]


Орлов Михаил Яковлевич


Фото из открытых источников [14]


Родился  21 мая 1916 года на хуторе Голубинка, ныне Белокалитвенского района Ростовской области в крестьянской семье. Русский. В раннем детстве вместе с родителями переехал в город Шахты Ростовской области. Там учился в средних школах №№ 4 и 13. Окончил горный техникум в городе Шахты в 1936 году, работал на шахте имени Петровского. Призван в армию в 1937 году Шахтинским райвоенкоматом. В 1940 году окончил Харьковское военное авиационное училище штурманов.

На фронте Великой Отечественной войны с первого дня войны, службу начинал в Ростове-на-Дону. Воевал штурманом на самолете «Ли-2» в 336-м полку дальней бомбардировочной авиации. Участвовал в Сталинградской битве, в борьбе за господство в воздухе на Кубани и в Крыму, в Чехословакии и Германии. 7.12.1941 в районе Клина выполнял задачу по выброске десанта, с целью уничтожения живой силы противника. Совершил 90 боевых вылетов.

В завершающих операциях штурман авиаэскадрильи Орлов М. Я. выполнял разведку над Берлином, Будапештом и Веной.


Фото из открытых источников [14]


Капитан М. Я. Орлов к апрелю 1945 года совершил 475 боевых вылетов на бомбардировку военно-промышленных объектов в тылу врага, транспортировал грузы для передовых частей действующей армии и партизан. Летал Орлов до самого Дня Победы.

После войны продолжал службу в ВВС. С 1955 года майор Орлов — в запасе. Был членом КПСС.

Жил в городе Черновцы. Умер 15 мая 1968 года в городе Черновцы, Украинская ССР.[11]


Фото из открытых источников [14]


Петелин Юрий Николаевич


Фото из открытых источников [14]


Родился 15 февраля 1920 года в семье служащего. Русский. Окончил 8 классов. Учился на механическом отделении Красноярского речного техникума, работал на Красноярском заводе имени Побежимова и одновременно учился в Красноярском аэроклубе.

В Красной Армии с 1938 года. Был курсантом вновь организованной Красноярской высотно-скоростной военной авиационной школы, которая вскоре была переведена в город Новосибирск. В 1940 году окончил Новосибирскую военную авиационную школу пилотов. Лётную службу начинал в Воронеже.

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Принимал активное участие в боях за Москву, Ленинград, Сталинград, освобождал города Воронеж, Одессу, Киев, Севастополь. К январю 1942 года звено старшего лейтенанта Петелина совершило 151 боевой вылет, из которых 30 вылетов было выполнено ночью.

К январю 1942 года звено старшего лейтенанта Петелина совершило 151 боевой вылет, из которых 30 вылетов было выполнено ночью. Сам Петелин совершил 53 боевых вылета, в том числе 18 ночных вылетов. 21 января 1942 года Ю. Н. Петелин вылетел на бомбардировку железнодорожного узла Вязьма. Несмотря на противодействие артиллерии и истребителей противника экипаж выполнил поставленную задачу. На обратном пути самолёт был атакован истребителями противника. Сам Петелин и штурман были ранены, стрелки-радисты убиты.


Фото из открытых источников [14]


Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему составу Военно-воздушных сил Красной Армии» от 20 июня 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» под номером 851[11].


Фото из открытых источников [14]


Пляшечник Яков Иванович


Фото из открытых источников [14]


Яков Пляшечник родился 9 декабря 1907 года в селе Грабаровка (ныне — Пирятинский район Полтавской области Украины). После окончания семи классов школы работал в колхозе. В 1929 году Пляшечник был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1934 году он окончил Севастопольскую военную авиационную школу лётчиков. С начала Великой Отечественной войны — на её фронтах.

К марту 1942 года капитан Яков Пляшечник командовал авиаотрядом 1-го бомбардировочного авиаполка 23-й бомбардировочной авиадивизии Дальнебомбардировочной авиации. К тому времени он совершил 74 боевых вылета на бомбардировку скоплений боевой техники и живой силы противника, его важных объектов, а также на выброску десантов во вражеский тыл.


Фото из открытых источников [14]


Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему составу Военно-воздушных сил Красной Армии» от 20 июня 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медалью «Золотая Звезда» за номером 586.

11 февраля 1944 года Пляшечник погиб в бою. Похоронен на братском кладбище во Всеволожске.

Был также награждён орденами Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды, рядом медалей[11].


Фото из открытых источников [14]


Харченко Степан Андреевич


Фото из открытых источников [14]


Родился 22 декабря 1915 года в селе Рожновка ныне Ичнянского района Черниговской области Украины в крестьянской семье. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. Окончил 2 курса Запорожского политехникума.

В Красной Армии с 1935 года. В 1937 году окончил Ворошиловградскую военную школу лётчиков. Участник боёв на реке Халхин-Гол в 1939 году. На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 года.

Командир звена 752-го дальнебомбардировочного авиационного полка старший лейтенант Степан Харченко к марту 1942 совершил семьдесят восемь успешных боевых вылетов, из них тридцать шесть — ночью, на бомбардировку стратегических объектов и войск противника.

В воздушных боях экипаж старшего лейтенанта Харченко С. А. сбил три вражеских самолёта.


Фото из открытых источников [14]


Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему составу Военно-воздушных сил Красной Армии» от 20 июня 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Всего за годы войны лётчик, ставший командиром 1-й эскадрильи, а затем заместителем командира авиационного полка, преобразованного 23 марта 1943 года в 10-й гвардейский авиационный полк дальнего действия, а 26 декабря 1944 года в 226-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк, совершил около трёхсот боевых вылетов, нанеся противнику значительный ущерб в живой силе и военной технике.

После войны С. А. Харченко продолжал службу в ВВС СССР. В 1948 году он окончил Высшую офицерскую лётно-тактическую школу пилотов. С 1961 года полковник Харченко С. А. — в запасе, а затем в отставке. Жил в городе Нежине Черниговской области Украины. До ухода на заслуженный отдых работал на заводе «Нежинсельмаш». Скончался 8 января 1983 года. Похоронен на Троицком кладбище города Нежин.

Награждён двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.


Фото из открытых источников [14]


Хвостунов Андрей Григорьевич


Фото из открытых источников [14]


Родился 27 октября 1919 года в деревне Галкино ныне Вязниковского района Владимирской области в крестьянской семье. Член ВКП(б)/КПСС с 1943. Окончил 7 классов и аэроклуб. Работал слесарем на фабрике.

В Красной Армии с 1937 года. В 1938 году окончил Пермскую военную авиационную школу. На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Принимал активное участие в битве под Москвой. 14.12.41 в районе Троицкое-Высоковское уничтожил 45 автомашин с живой силой противника.

Командир звена 150-го ближнебомбардировочного авиационного полка кандидат в члены ВКП(б) младший лейтенант Андрей Хвостунов к середине января 1942 года совершил 209 боевых вылетов на штурмовку живой силы и техники противника.


Фото из открытых источников [14]


Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему и рядовому составу Красной Армии» от 5 мая 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»[1].

После войны продолжал службу в ВВС. В 1956 году служил в должности инспектора ВВС Московского военного округа. С 1959 полковник Хвостунов А. Г. — в запасе.

Жил в Москве. До выхода на пенсию работал лётчиком в Гражданской авиации. Скончался 7 августа 1989 года. Похоронен на Хованском кладбище в Москве.

Награждён тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, тремяорденами Красной Звезды, медалями. Заслуженный пилот СССР. Именем Героя была названа пионерская дружина Вязниковской средней школы, где он учился.[11]


Фото из открытых источников [14]


Шевляков Николай Степанович


Фото из открытых источников [14]


Родился 2 мая 1913 года в селе Козловка (ныне — Терновского района Воронежской области) в крестьянской семье. Окончил 7 классов, областную партшколу. Работал председателем сельского Совета, председателем колхоза «Красное Знамя», заместителем директора Козловской МТС. Член ВЛКСМ с 1928 года.

В 1935-1937 годах — на срочной военной службе во внутренних войсках НКВД СССР. В Красной Армии с июня 1941 года, одним из первых 22 июня 1941 года, в день начала Великой Отечественной войны, он пришёл в Козловский районный комитет ВКП(б) и написал заявление с просьбой отправить его добровольцем на фронт. В действующей армии с июля 1941 года.

В одном из первых боёв был ранен, но вскоре вернулся в боевой строй. Взвод Николая Шевлякова считался лучшим не только в роте, но и в батальоне. Когда Шевляков был ранен второй раз, он не покинул поле боя: наскоро перевязав рану, вновь повёл бойцов в атаку, и не давая передышки отступающему противнику, по пятам преследовал его.

Командир стрелкового взвода 1174-го стрелкового полка кандидат в члены ВКП(б) младший лейтенант Николай Шевляков при атаке опорного пункта противника в районе села Новокобелево Старицкого района Калининской области 25 декабря 1941 года в критическую минуту боя своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота. Похоронен в селе Кобелево Старицкого района Тверской области.


Фото из открытых источников [14]


Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему и рядовому составу Красной Армии» от 5 мая 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» удостоен посмертно звания Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина[11].


Фото из открытых источников [14]


Шумилов Иван Петрович


Фото из открытых источников [14]


Родился 28 мая 1919 года в селе Михайловка (ныне — Лебединского района Сумской области) в семье рабочего. Украинец. Член КПСС с 1943 года. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем на металлургическом заводе имени П. Л. Войкова в Керчи. Одновременно учился в аэроклубе. В РККА с 1937 года. Окончил 1-ю Качинскую военную авиационную школу лётчиков имени А. Ф. Мясникова в 1938 году.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал под Москвой. Летал на штурмовку и прикрытие наземных войск. 2 декабря 1941 года в воздушном бою у реки Истры реактивными снарядами сбил сразу два бомбардировщика Ju-87.

4 января 1942 года возвращался в составе группы на свой аэродром после штурмовки позиций противника. В районе города Малоярославца он заметил вражескую колонну, которая двигалась по шоссе в сторону Медыни. Обстреляв вражескую колонну, вступил в бой с двумя истребителями Me-109. С одним из них пошёл на таран. Его подобрали пехотинцы 43-й армии и отправили в госпиталь.

К февралю 1942 года лейтенант Шумилов И. П. совершил 112 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 7 самолётов противника и 2 в группе[11].


Фото из открытых источников [14]


Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему составу войск противовоздушной обороны» от 4 марта 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство» удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 666).

Всего во время войны совершил 565 боевых вылетов, сбил по разным данным от 12 до 16 самолётов противника (например, есть данные о 12 личных и 4 групповых победах), но документально после февраля 1942 года победы лётчика не подтверждены.

После войны продолжал службу в ВВС, был штурманом полка. В 1955 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. После академии служил старшим штурманом дивизии, командиром полка, заместителем командира дивизии. С 1961 года полковник Шумилов — в запасе.

Жил в Москве. Работал лётчиком-инструктором ГВФ, затем заместителем начальника по лётной службе на лётно-испытательной станции.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

Могила Шумилова на Кунцевском кладбище Москвы

Умер 22 июня 1987 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.


Фото из открытых источников [14]